Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ахмадулина белла

Энциклопедический словарь

АХМАДУЛИНА Белла - АХМАДУ́ЛИНА Белла (Изабелла) Ахатовна (р. 10 апреля 1937, Москва), русская поэтесса.

Блестящее начало

Начала печататься в 1953, когда училась еще в школе. Посещала литературный кружок при ЗИЛе под руководством Е. М. Винокурова (см. ВИНОКУРОВ Евгений Михайлович). В 1960 окончила Литературный институт им. М.Горького. Известность приобрела в начале 1960-х поэтическими выступлениями в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете (вместе с А. А. Вознесенским (см. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич), Е. А. Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович), Р. И. Рождественским (см. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт Иванович)), собиравшими огромную аудиторию. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие ее исполнительской манеры. Позднее, в 1970-е гг., Ахмадулина скажет об обманчивой - «По грани роковой, по острию каната» - легкости этих выступлений («Взойти на сцену»).

Поиски собственного стиля

Первый сборник стихов «Струна» (1962) отмечен поисками собственных тем. Позднее вышли в свет ее сборники «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975; с предисловием П. Г. Антокольского (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич)), «Свеча», «Метель» (оба 1977), подборки стихов Ахмадулиной постоянно публиковались в периодике. Собственный поэтический стиль формируется к середине 1960-х. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация «старинного» слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой. Сама стилистика ее речи является бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяет своими ценностями и смыслами. Лирическую фабулу многих ее стихов составляет не лишенное магического оттенка общение с «душой» предмета или пейзажа (свечи, портрета, дождя, сада), призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия. Ахмадулина таким образом дает свое зрение окружающему миру. Во многих стихах, особенно с условно-фантастической образностью (поэма «Моя родословная», «Приключение в антикварном магазине», «Дачный роман») она играет со временем и пространством, воскрешает атмосферу преимущественно 19 столетия, где находит рыцарство и благородство, великодушие и аристократизм, способность к безоглядному чувству и состраданию - черты, которые составляют этический идеал ее поэзии: «Способ совести избран уже / и теперь от меня не зависит («Медлительность»). Желание обрести духовную родословную обнаруживается в стихах, обращенных к Пушкину, Лермонтову, Цветаевой, Ахматовой («Тоска по Лермонтову», «Уроки музыки», «Я завидую ей - молодой» и др.); в их судьбе она находит совю меру - любви, добра, «сиротства», трагической оплаченности творческого дара. Эту меру Ахмадулина предъявляет к современности - и в этом (не только в слове и слоге) ее особый характер наследования традиции 19 века.

«Друзей моих прекрасные черты...»

Эстетическая доминанта творчества Ахмадулиной - стремление воспеть, «воздать благодаренье» «любой малости»; ее лирика переполнена признаниями в любви - прохожему, читателю, но прежде всего друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить от неправого суда. «Дружество» - основополагающая ценность ее мира (стихотворения «Мои товарищи», «Зимняя замкнутость», «Наскучило уже, да и некстати…, «Ремесло наши души свело» и др.). Воспевая чистоту дружеских помыслов, Ахмадулина не лишает эту тему драматических обертонов: дружество не спасает от одиночества, неполноты понимания, от обоюдной безысходности (стих. «По улице моей который год…, «Два гепарда»): «Свирепей дружбы в мире нет любви» («Наскучило уже...»). Либеральная критика была одновременно благосклонна и снисходительна, недоброжелательная и официозная - упрекала в манерности, выспренности, камерности: Ахмадулина всегда избегала, в отличие от других «шестидесятников» общественно-значимых социальных тем.

Мотив избранничества

Лирика Ахмадулиной не воспроизводит историю душевных страданий, а лишь указывает на них: «В той тоске, на какую способен», «Однажды, покачнувшись на краю», «Случилось так...». О трагической подоснове бытия она предпочитает говорить в иносказательной форме («Не плачьте обо мне! Я проживу...» - «Заклинание»), но чаще в стихах о поэзии, самом процесе творчества, занимающих в ее творениях очень большое место. Творчество для Ахмадулиной - и «казнь», «пытка», и единственное спасение, исход «земной муки» (стихотворения «Слово», «Ночь», «Описание ночи», «Так дурно жить…); вера в слово (и верность ему), в нерасторжимость «словесности и совести» у Ахмадулиной столь сильна, что настигающая немота равносильна для нее небытию, утрате высокой оправданности собственного существования. Ахмадулина готова расплачиваться за поэтическое избранничество «мукой превосходства», страдание вообще видится ей искуплением душевного несовершенства, «обострением» личности, но в стихотворениях «Плохая весна», «Это я» она преодолевает эти искусы. Традиционную тему противостояния поэта и толпы Ахмадулина решает без привычного обличения непосвященных (стихотворенье «Озноб», поэма «Сказка о дожде»): московская богема в конфликте с поэтом предстает не неизбывно враждебной, а генетически чуждой. В сборнике «Тайна» (1983), «Сад» (1987; Государственная премия, 1989) поэтический герметизм, описание уединенных прогулок, «ночных измышлений», встреч и расставаний с заветными пейзажами, хранителями тайны, смысл которой не расшифровывается, сочетается с социально-тематическим расширением поэтического пространства: появляются обитатели пригородных предместий, больниц, неустроенные дети, боль за которых Ахмадулина претворяет в «соучастье любви».

Другие грани

Ахмадулина известна также переводами из грузинских поэтов (Г. Табидзе (см. ТАБИДЗЕ Галактион Васильевич), С.Чиковани (см. ЧИКОВАНИ Симон Иванович), А.Кандаладзе, М. Квиливадзе и др.) и как автор ярких, написанных высоким слогом эссе, посвященных друзьям, писателям и художникам [«Сны о Грузии», Тбилиси, 1977; полностью вошли в книгу воспоминаний и эссе «Миг бытия» (М., 1997)]. Рассказ «Много собак и собака» напечатан в неофициальном альманахе «Метрополь» (1979). Снималась в кино («Живет такой парень», 1964).

Полезные сервисы

ахмадулина белла (изабелла) ахатовна

Энциклопедический словарь

Ахмаду́лина Белла (Изабелла) Ахатовна (р. 1937), русская поэтесса. В сборниках «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1970), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (1987; Государственная премия СССР, 1989) - стремление предъявить нравственные максимы современнику, утвердить «высокий строй» души; сгущённая метафоричность, изысканная архаичность слога. Интерес к фантасмагорическим ситуациям и персонажам (сборники «Сад», 1987; Государственная премия СССР, 1989; «Гряда камней», 1995). Книги переводов и оригинальных стихов «Сны о Грузии» (1977). Эссе.

Большой энциклопедический словарь

Ахмаду́лина Белла (Изабелла) Ахатовна (р. 1937), русская поэтесса. В сборниках «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1970), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983) — «высокий строй» души, стремление предъявить нравственные максимы современнику; сгущённая метафоричность, изысканная архаичность слога. В лирике 80—90-х гг. усиливается интерес к фантасмагорическим ситуациям и персонажам (сборники «Сад», 1987, Государственная премия СССР, 1989; «Гряда камней. Стихотворения 1957—1992 гг.», 1995). Книга переводов и стихов «Сны о Грузии» (1977). Эссе.

Полезные сервисы

ахмадулина белла ахатовна

Энциклопедия Кольера

Б. А. Ахмадулина.

Гуманитарный словарь

АХМАДУ́ЛИНА Белла (Изабелла) Ахатовна (род. 1937) - поэт. Род. в Москве в семье служащих. Училась в Лит. ин-те им. М. Горького; была исключена из него после того, как подписала коллективное письмо в защиту Б. Л. Пастернака. Печатается с 1955. Первый сб. стихов - "Струна" (1962). Осн. книги: "Уроки музыки" (1969), "Стихи" (1975), "Метель" (1977), "Свеча" (1977), "Тайна" (1983), "Сад" (1987). Отклики критики на первые сб. А. были неоднозначны: с одной стороны, интерес к новому имени (П. Антокольский считал поэму "Моя родословная" "путевкой в жизнь для входа в... поэзию"), с другой - упреки в камерности стихов, их идилличности, словесной избыточности, туманности. Сама А. назвала рецензии "разносными", хотя и признала справедливость нек-рых из них. Позже за А. закрепилась репутация поэта серьезного, сосредоточенного на самопознании, на состояниях человеческой души. Лирику А. отличает метафорически насыщенная манера поэтич. высказывания, сказочные превращения реальности. В 1979 участвовала в создании неподцензурного лит. альм. "Метрополь", опубл. в нем сюрреалистич. прозу, не пропущенную в печать сов. цензурой. А. много пер. груз. поэтов (пер. из С. Чиковани, И. Абашидзе, А. Каландадзе, К. Каладзе, Г. Табидзе и др. - в кн. "Сны Грузии", 1977). Пишет очерки и эссе о судьбах рус. поэзии. За книгу стихов "Сад" удостоена в 1989 Гос. премии СССР. Поч. член Американской академии иск-тв и лит-ры.

Полезные сервисы